День в истории (blogrev) wrote,
День в истории
blogrev

Реквием по Лиссабону

Лиссабон-1

Это произошло в субботу 1 ноября 1755 года в католический праздник — День всех святых в одном из богатейших и красивейших древних европейских городов — Лиссабоне. Было солнечное утро, и ничто не предвещало беды. Люди надели свои праздничные наряды и направились по украшенным улицам под звон колоколов на утренние службы.

Храмы и монастыри наполнились людьми, когда вдруг в 9 часов 20 минут послышался громоподобный подземный гул. Земля зашевелилась под ногами, зашатались высокие шпили соборов, и весь город содрогнулся от первого подземного толчка. Не прошло и несколько секунд, как произошел второй, более мощный подземный удар. Здания вновь зашатались, колокольни повалились на крыши храмов, стены домов не выдержали и обрушились на мятущихся от ужаса людей. Вслед за вторым ударом последовал третий, и португальская столица посыпалась как карточный домик. Всего за каких-то шесть минут, которые показались вечностью, погибло около 60 тысяч человек. Общая участь постигла горожан, священников, монахов и политиков. Обезумевшие от страха жители города с криками: «Настал конец миру!» в панике метались взад и вперед не находя себе места. Из под завалов, словно из преисподней, едва слышались стоны раненых.

Отступившее море
В надежде спастись от последующих толчков, множество людей скопилось на мраморной набережной Лиссабона. В недоумении они увидели перед собой зловещую картину. Море отступило, обнажив приливно-отливную полосу. На илистом дне у причалов лежали заваленные набок корабли и их обломки. Вдруг огромные водные массы, достигавшие пятнадцати метров в высоту, вернулись и с неимоверной силой обрушились на берег, ворвались в город, поглощая все на своем пути. За первым жутким цунами, которое затопило весь нижний город и докатилось до центральных его улиц, последовало еще две мощные волны.

Город в огне
Из двадцати тысяч домов Лиссабона уцелело всего около трех тысяч. Те жилые дома и храмы, которые не были сокрушены подземными ударами и смыты цунами, были охвачены огнем из-за опрокинутых свечей и разрушенных печей в момент землетрясения. Пожары свирепствовали в течение пяти дней. Все небо над оцепеневшим от ужаса городом затянулось клубами дыма свинцового цвета.
Безвозвратные потери
Так всего за несколько минут перестал существовать величественный Лиссабон. По некоторым подсчетам, число погибших в Лиссабоне достигало 90 тысяч, а убытки оценивались почти в миллиард золотых франков. Кроме человеческих жизней лиссабонское бедствие безвозвратно уничтожило множество несметных сокровищ, драгоценностей, произведений искусства, включая королевские архивы и знаменитую на весь мир Королевскую библиотеку в 70 тысяч томов.

Внушительные масштабы
На самом деле, землетрясение, названное лиссабонским, было весьма внушительных масштабов и повлекло за собой куда больше жертв, чем в столице Португалии. Оно охватило территорию не менее четырех миллионов квадратных миль и ощущалось на большей части Европы, Африки, Америки, а также в Гренландии.

Лиссабон6

Не самое крупное, но самое знаковое бедствие
Хотя лиссабонское землетрясение не было самым крупным и самым разрушительным в истории человечества, его без преувеличения можно считать самым резонансным и знаковым событием в европейской истории. Не зря его впоследствии станут называть Великим лиссабонским. Современные крупные стихийные бедствия забываются уже спустя несколько лет, тогда как толчки лиссабонской трагедии сотрясали мыслителей еще более полутора столетий. Этот шок в сознании эпохи Просвещения можно только сравнить с гигантской волной. Что же такого было знакового и необъяснимого 1 ноября 1755 года, что «просвещенное» сознание той эпохи долгие годы находилось в состоянии недоумения, споров, высмеивания устоявшихся взглядов и пересмотра своего религиозного мировоззрения?

День всех святых
Первое, что вызывало всеобщее недоумение и шок, так это то, что Великое лиссабонское землетрясение произошло в католический религиозный праздник – День всех святых. И притом именно тогда, когда церковные храмы и соборы были заполнены людьми. Казалось, что в тот момент набожные жители Лиссабона были лишены всякой защиты свыше. В местах, где им всегда ранее предлагалось спасение, они нашли себе жуткую смерть. Тысячи людей вместе с монахами и священниками были погребены под завалами культовых сооружений. В результате у многих уцелевших была подорвана вера. Среди различных попыток объяснить произошедшее, им сложно было найти исчерпывающий ответ на вопрос: «Почему это случилось?».

Разрушенные храмы и уцелевшие дома терпимости
В лиссабонской трагедии была еще одна, по меньшей мере, странная особенность. Тогда как все соборы были разрушены, все городские публичные дома уцелели. Этому также пытались найти объяснения – от простейших физических, до метафизических. Но все это было малоубедительным. Такая ирония вызвала смятение у набожных мыслителей и заставила просвещенных философов пересматривать свои взгляды на Божественное проведение. С бурной критикой в эмоциональном тоне и протестной форме в своих поэмах и полемиках обрушивался на сторонников взгляда о разумности мироустройства французский философ и публицист Вольтер.

Аллюзии
В разрушении города Лиссабона землетрясением, цунами и затем пожарами невольно можно увидеть аллюзию на разрушение Иерусалима – града Божьего и Его святого храма в 70-м году нашей эры. Только тогда сокрушающей силой, уничтожившей город, была не природная стихия, а римская армия под водительством полководца Тита, которая таким образом подавила иудейское восстание против римского владычества.
Узнав о прорыве осады римскими легионерами, тысячи людей, спасаясь от кровавой бойни, устремлялись в храм в надежде найти себе убежище под сенью Всемогущего. Но храмовые сооружения оказались для них не убежищем, а пылающей пожаром могилой. По свидетельствам иудейского историка и очевидца тех горьких событий Иосифа Флавия, в Иерусалиме за все время осады погибло более миллиона его соотечественников.

Поиски причин
Может ли параллель с гибелью Иерусалима прояснить причины гибели Лиссабона? Это не простой вопрос. При том, что над причиной лиссабонского землетрясения, произошедшего в День всех святых, бились лучшие умы эпохи Просвещения. Первый, кто публично попытался объявить разрушение Лиссабона Божьей карой, был Иезуит Габриель Малагрида. Он посчитал, что причина кроется в недостойном поведении лиссабонцев в церкви. Такие заявления оказались неуместными, болезненными и кощунственными в годину бедствия города. Поэтому священника обвинили в ереси и осудили инквизиционным судом на сожжение. Вместе с Малагридой сожгли изображение жившего в Англии протестанта графа де Оливейра, который в своей брошюре утверждал, что Лиссабонское землетрясение – наказание католикам за идолопоклонство. Интересно, что Габриель Малагрида стал последней жертвой инквизиции в Португалии.

Под сенью Всемогущего
Несмотря на то, что в 1772 году мысль о сверхъестественном наказании лиссабонцев землетрясением за их грехи признали ересью, все же параллель между трагедиями Иерусалима и Лиссабона прослеживается. Самым ярким штрихом в этой параллели является то, что залогом Божьего покровительства никак не могут быть внешние религиозные формы – стены и своды посвященных Ему храмов с великолепным убранством, обряды, пышные литургии, символика, заученные и многократно повторяющиеся механические молитвы. Только кающемуся, любящему и преданному сердцу, уповающему на Бога и хранящему Его заповеди, может быть гарантировано Божественное покровительство. Об этом вполне ясно говорит и Священное Писание: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень... «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое...»» (Библия. Псалтирь 90).

Шанс для негодных
В иронии разрушения всех соборов Лиссабона и уцелевших публичных домах также можно увидеть весьма символичную параллель с обстоятельствами, которые предшествовали иерусалимской трагедии. Как ни странно, но Иисус Христос много внимания уделял тем, кто считался в те времена отбросами общества. Среди них были ненавистные мытари, блудницы и другие законченные грешники. Именно они оказались более отзывчивыми на проповеди Сына Божьего, чем духовная элита Иерусалима и следовавшие за ней. Увидев лучи надежды, исходящие от Евангелия Христа, в шансе, который им предоставляется Всевышним, так называемые отбросы общества в покаянии сердца изменяли свою жизнь, становясь истинными учениками Великого Учителя. О них-то Спаситель однажды и скажет, упрекая первосвященников и старейшин избранного народа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие...» (Библия. Евангелие от Матфея 21:31). Не является ли ирония лиссабонской трагедии красноречивым свидетельством того, что духовный упадок людей, казавшихся весьма набожными в глазах окружающих, был в глазах Великого Судьи гораздо более глубоким, чем у явных грешников? Как бы там ни было, уцелевшие грешники Лиссабона получили еще один шанс в своей жизни.

Уроки, которые были извлечены из лиссабонского бедствия, носили скорее градоустройственный характер. После землетрясения Лиссабон был полностью перепланирован и перестроен благодаря жесткой политике премьер-министра страны маркиза Помбала. Он жестоко, без суда и следствия, расправлялся с мародерством и под лозунгом «Похороним мертвых и позаботимся о живых» на высшем уровне организовал спасательные работы. Своим указом, под страхом смерти, маркиз запретил поднимать в Лиссабоне цены на хлеб. Воспользовавшись обстоятельствами, Помбал затеял кардинальные реформы: равенство всех перед законом, отмена рабства в колониях, запрет инквизиции, светское обучение в школах и широкое распространение мануфактурной промышленности.

отсюда


Читайте также:
Травля
«По полученным агентурным данным…»
Отщепенка, беженка, нищенка-подруга
День поминoвения


Tags: жизнь, катастрофы
Subscribe

Buy for 100 tokens
В Мьянме законное правительство РФ гарантирует территориальную целостность Украины В Киеве - хунта В РФ начнут продавать вино под брендом «Вдова Кобзона» «Единоросс - это не оскорбление» «Государство не просило вас рожать» «Нефть нужно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments