День в истории (blogrev) wrote,
День в истории
blogrev

Фернандель

Фернандель-1962
Популярный французский комедийный актёр, снявшийся более чем в 160 фильмах Фернан Жозеф Дезире Контанден (настоящее имя Фернанделя) родился 8 мая 1903 года в Марселе, в семье аптекаря.
Семейство Контанден поддерживало стремление сына к сцене и уже в пять лет он дебютировал в марсельском театре "Шав" в мелодрамах и пасторалях.

Кумиром Фернана был известный в то время куплетист-шансонье Полен. Увидев его выступление, Фернан твердо решил стать комиком. Через два дня, выучив репертуар Полена, он опробовал его в одном из кафе. Скабрезные куплеты в устах десятилетнего мальчика вызвали восторг у не слишком разборчивой публики марсельских кафе и кабаре. Это и стало первым успехом. Известность маленького Сине вышла за пределы родного бульвара Шав. Тогда же Фернан принял участие в конкурсе шансонье-любителей, проводимом одной парижской газетой, и занял второе место.
Первая мировая война временно прервала успешную карьеру. Фернану нужно было заменить в семье отца, ушедшего на фронт. Юноша служил в Национальном кредитном банке, Марсельском кредитном обществе и даже на мыловаренном заводе. А вечерами по-прежнему исполнял куплеты и учился на курсах, чтобы закончить свое образование.
После войны профессии менял как в калейдоскопе, Фернан снова и безуспешно пытался начать карьеру банковского служащего. Вскоре осознал свою непригодность ко всем прозаическим занятиям, Фернан хотел делать только то, что любил и умеел — смешить людей.
В 19 лет в его жизни произошли два важных события. Он женился на горячо любимой Анриэтте Манс, сестре будущего сценариста Жана Манса, и заключил свой первый контракт с кабаре "Эльдорадо" в Ницце, по котрому получал 110 франков в день за свои выступления. В афише актёр уже значится под именем Фернандель, которое было придумано его тёщей и в переводе означало "её Фернан", где под "её" подразумевалась конечно же Анриэтта.
В 1925 году артистическая карьера Фернанделя прервалась призывом в армию. Службу Фернан начал писарем в 95-м горно-артиллерийском полку, но вскоре добился перевода в Марсель, где его ждали жена Анриетта и недавно родившаяся дочь Жозетта. После службы, чтобы прокормить семью актёр опять вынужден пойти работать на мыловаренный завод.
Но здесь в жизнь Фернанделя вмешался "его Величество случай". Сначало он заменил заболевшего актёра в одном из театров, потом ему предложили многомесячное турне по стране. После него Фернандель получил приглашение в прославленный парижский театр "Бомбино". "В книге судеб было записано, что я не должен закончить дни в мыле". Далее последовало приглашение в кино — роль "маленькая, но очень забавная".

Первый раз Фернандель появился на съёмочной площадке в 1930 году у режиссёра Марка Аллегре в короткометражном фильме "Лучшая нянюшка". В 1931 году Марк Аллегре предлагает артисту роль неопытного налётчика в экранизации пьесы Саши Гитри "Белое и чёрное". Успех не заставил себя ждать, и предложения сниматься в кино последовали одно за другим. Кино принесло Фернанделю национальную славу, он становится одним из самых популярных французских актёров.
С началом второй мировой войны артист был призван в армию и даже нёс караульную службу на линии Мажино. Впрочем, знаменитая улыбка часового собирала у поста такое количество зевак, что начальство поспешило освободить Фернанделя от солдатских тягот. В годы войны французское кинопроизводство не было остановлено, но людям было не до смеха.
В 1942 году Фернандель выступил в совсем уже неожиданной роли — режиссёра. В итоге Фернандель снял три фильма: "Адемар и игрушка судьбы" (1951), "Адриен" (1943), "Простак" (1942).
После войны, в 1950-х годах творчество Фернанделя вновь переживало расцвет. Его слава шагнула за пределы Франции, он совершал концертное турне по Европе и Америке, неоднократно был награжден премией Куртелена, вручаемой лучшему комику Франции.
В 1951 году Фернандель снялся в фильме режиссёра Жюльена Дювивье «Маленький мир дона Камилло» (др. «Мирок дона Камилло»), который положил начало серии из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившейся на протяжении девятнадцати лет. Но лучший фильм Фернанделя — комедия Кристиан-Жака "Закон есть закон" (1958), где его партнёром выступил итальянский комик Тото. Этот фильм имел огромный успех, и не только во Франции.
В 1960-х годах Фернандель всё реже снимался в комедиях, предпочитая мелодраматические сюжеты. Одна из последних его эксцентрических ролей — сбежавший из сумасшедшего дома больной в фильме Жюльена Дювивье "Дьявол и десять заповедей" (1962).
В 1963 году Фернандель на паях с Жаном Габеном создал собственную кинофирму "ГАФЕР" (GAFER — Gabin & Fernandel), целью которой был чисто коммерческий успех. Для Гафера Габен и Фернандель снялись вместе в фильме "Неблагодарный возраст" (1964).
В 60-х Фернандель делает свыше 50 короткометражек для телевидения, в том числе английского и американского.
Один из современников назвал Фернанделя возвышенно и точно — "Эсмеральда с лицом Квазимоды". Его даже удостоил аудиенции Папа Римский. Может быть, его святейшество тоже был пленён метаморфозами этого удивительного лица, соединяющими в себе откровенные контрасты: после совершеннейшей неподвижности физиономия Фернанделя вдруг расплывается в улыбке на пол-экрана, но внезапный испуг через считанные мгновения возвращает её в состояние комического оцепенения.
Ушёл из жизни 26 февраля 1971 года от рака в своей парижской квартире на авеню Фош.
Похоронен актёр на маленьком кладбище Пасси в самом сердце Парижа.

Источник

Tags: Фернандель, кино, киноактёры
Subscribe
Buy for 80 tokens
Очевидцы триумфального вступления Гитлера в Австрию отмечали безумие, в котором пребывал фашистский лидер во время вступления в Вену. Он то пускался в чувственные речи, то начинал испытывать гнев. Его ближайший сподвижник Папен вспоминал, что лидер пребывал в «настоящем экстазе»:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments