День в истории (blogrev) wrote,
День в истории
blogrev

«Окаянные дни»


Летом 1918 года Бунин перебирается из большевистской Москвы в занятую австрийскими войскамиОдессу. С приближением в апреле 1919 года к городу Красной армии не эмигрирует, а остаётся в Одессе.
В феврале 1920 года при подходе большевиков покинул Россию. Эмигрировал во Францию. В течение этих лет вёл дневник «Окаянные дни», частично утерянный, поразивший современников точностью языка и страстной ненавистью к большевикам.
Кого-то может возмутить, что Бунин предъявляет суровый счет не только революционерам, но и всему русскому народу. Тут он действительно резок, не сентиментален. Бунин негодует на народ не потому, что презирает его, а потому, что хорошо знает его созидательные духовные возможности. Он уверен, что никакое «всемирное бюро по устройству человеческого счастья» не способно разорить великую державу, если сам народ этого не позволит.



Великий писатель требует единого нравственного суда над «нашими» и «не нашими». Русские расколоты на «белых» и «красных», при этом революционной стороне все прощается, — «все это только эксцессы». На что Бунин восклицает: «А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито, — родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры, — «эксцессов», конечно, быть не должно». В «Окаянных днях» писатель записывает поразившую его историю о том, как мужики, разгромившие в 1917 году помещичью усадьбу под Ельцом, оборвали перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, метаться с пронзительными криками куда попало. За этот рассказ он получил нагоняй от сотрудника одесской газеты «Рабочее слово» Павла Юшкевича. Тот пенял Бунину, что к революции нельзя подходить с мерками уголовного хроникера, что оплакивать павлинов — мещанство и обывательщина. К тому же Юшкевич призывает вспомнить Гегеля, который учил о разумности всего действительного.
Бунин восклицает: «Каково павлину, и не подозревавшему о существовании Гегеля? С какой меркой, кроме уголовной, могут «подходить к революции» те священники, помещики, офицеры, дети, старики, черепа которых дробит победоносный демос?»
Именно эту «мерку» прикладывает к происходящему сам писатель. «Купил книгу о большевиках... Страшная галерея каторжников!..» Конечно, прирожденная преступность конкретных деятелей революции сомнительна, но в целом Бунин выхватил точно проблему русской революции — участие в ней уголовной стихии. «И какой ужас берет, как подумаешь, сколько теперь народу ходит в одежде, содранной с убитых, с трупов!» По впечатлению Бунина, русская вакханалия превзошла все до нее бывшее и изумила даже тех, кто много лет призывал к революции.


                        * * *
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!


25 июня 1922

Tags: Иван Бунин, история России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 21 ноября

    21 ноября 2007 года в подъезде своего дома в Махачкале получил четыре пулевых ранения, два из них в голову правозащитник, руководитель…

  • ЧГК по средам

    Идея совместить государственную службу с музыкальными занятиями принадлежала его отцу. Он втайне сходил проконсультироваться к педагогу, который…

  • Дайджест

    Два следователя СКР попались с поличным на взятке в пять миллионов https://lenta.ru/news/2018/11/20/invest/ В российском городе обвалилась…

Buy for 30 tokens
Цивилизация уже ушла из эпохи канонерок, когда все решалось тем, у кого больше фрегатов и пушек. У России сегодня есть ядерное оружие, которым бравые чекисты начали шантажировать весь мир. Не поможет. Однако чекисты умеют блефовать и умеют показывать четыре туза, которых у них нет. Спрашивается…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments