День в истории (blogrev) wrote,
День в истории
blogrev

Categories:

Шаропоезд – триумф и крушение


От Москвы до Ленинграда за три часа, до Иркутска — за 30 вместо пары дней. Скоростные поезда были не просто фантазией уже в 30-х годах прошлого века. Причем их первые прототипы появились в СССР.
Молодой инженер Николай Ярмольчук предложил отказаться от привычных железнодорожных путей, заменив их желобом. Колеса прототопа представляли собой «обутые» в резину шары в человеческий рост с установленными внутри электродвигателями. Свое изобретение Ярмольчук окрестил шаропоездом и замахнулся на скорость в 300 км/ч. Столь внушительные перспективы обратили на себя внимание властей, которые, руководствуясь лозунгом «Догнать и перегнать», дали зеленый свет дальнейшим разработкам и испытаниям поезда.
В 1932 году Ярмольчук построил уменьшенную модель, состоящую из пяти вагонов. На испытаниях она развивала скорость 70 км/ч. Год спустя Совет народных комиссаров дал распоряжение «в кратчайший срок» приступить к строительству опытной шаролотковой дороги Москва — Электросталь — Ногинск. Окончание работ планировали на 1934 год.


Но в итоге уверенность в том, что традиционные железные дороги еще не исчерпали своих возможностей, взяла верх. А о проекте Ярмольчука просто забыли. Хотя инженеру и удалось заглянуть в будущее. Его шаропоезд был обтекаемой «самолетной» формы, сильно напоминая ту, которую имеют современные скоростные поезда.



В итоге первый скоростной поезд начал курсировать лишь в 1964 году в Японии.

Н. Г. Ярмольчук, совсем недавно окружённый необыкновенным вниманием, теперь оказался отверженным.
Воспоминания племянницы изобретателя - Софьи Сергеевны Ярмольчук (она встречалась с Николаем Григорьевичем в Москве в 1971 г.):
"Он был среднего роста, довольно плотный, - вспоминала Софья Сергеевна, - выглядел моложе своих 73 лет. Отец мой и дядя в тот раз много говорили о чем-то, уединившись на кухне. Уже на улице отец рассказал мне содержание этого разговора. Оказалось, что Николай Григорьевич не оставляет попыток создать шаропоезд и хлопочет о приеме у Косыгина. Впоследствии я узнала, что в аудиенции ему было отказано".
Быть может, после этого Ярмольчук окончательно махнул рукой на свое изобретение и смирился. Он стал болеть и в апреле 1978 г. скончался в возрасте 80 лет.
Как ни относиться к идее шаропоезда, одно бесспорно: Н. Г. Ярмольчук был талантливым изобретателем, одним из пионеров в создании сверхскоростного транспорта. Некоторые элементы его шаропоезда стали применяться позже: лотковый путь для поездов на воздушной подушке, резиновое покрытие колес в поездах метро, обтекаемые формы вагонов, аэродинамические тормоза.
Сам же шаропоезд остался только интересной и очень поучительной страницей в истории техники.

http://style.rbc.ru/news/luxury/2015/09/28/21982/
http://www.interesmir.ru/sharopoezd-triumf-i-krushenie/
http://alternathistory.org.ua/sharopoezd
https://youtu.be/WKfWkjpnbE0

Tags: СССР, изобретатели, креаклы и каратели, творцы, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 22 сентября

    Вацлав Радзишевский — польский офицер, герой обороны Брестской крепости в 1939 году 22 сентября 1939 года, в соответствии с…

  • В этот день 21 сентября

    Юрий Юркун, 1910-е гг. 21 сентября 1938 года чекисты расстреляли русского писателя «Серебряного века», художника-графика Юрия…

  • ЧГК по вторникам

    Первой покупкой с использованием штрихкода была упаковка жевательной резинки компании Wrigley в супермаркете Marsh города Трой (штат Огайо) 26…

promo blogrev september 19, 2019 11:58 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Наталья Георгиевна Астафьева - русский и польский поэт, переводчик. Родилась 19 сентября 1922 в Варшаве, где прошло её раннее детство. Родители — поляки, первым её языком был польский. В Москве Наталья с родителями и младшим братом какое-то время, до ареста отца, жила в «Доме на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments