День в истории (blogrev) wrote,
День в истории
blogrev

Category:

Полёт «Бурана»

Буран-1

15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полет первого советского многоразового космического аппарата «Буран». Разработка орбитального коробля «Буран» продолжалась более 10 лет.




«Буран» — первый орбитальный корабль многоразового использования, который был создан в СССР. Он был предназначен для решения ряда оборонных задач, выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю, выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля — космос — Земля.
Работы над многоразовым орбитальным кораблем были начаты в 1974 году. В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании многоразовой космической системы, не уступающая по основным характеристикам американской системе "Спейс-Шаттл". Впоследствии она получила наименование "Энергия" — "Буран". Головным разработчиком стало НПО "Энергия" (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королёва).
Для создания планера орбитального корабля "Буран" на базе трех конструкторских бюро (КБ "Молния", КБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод во главе с генеральным конструктором Владимиром Мясищевым) было образовано специализированное предприятие — научно-производственное объединение "Молния". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод. Новое объединение возглавил Глеб Лозино-Лозинский, который еще в 1960-е годы работал над проектом многоразовой авиационно-космической системы "Спираль".

Разработка ОК "Буран" продолжалась более 10 лет. Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ОК и его систем. Многоразовый орбитальный корабль "Буран" по своей конструкции и характеристикам существенно отличался от всех ранее созданных в нашей стране космических кораблей. Он представлял собой крылатый летательный аппарат самолетной конфигурации, выполненный по схеме "бесхвостка" со свободно несущим и низкорасположенным треугольным крылом двойной стреловидности. Крыло позволяло "Бурану" планировать и совершать безмоторную посадку на аэродромную полосу после возвращения его из космоса.
Посадку на аэродром обеспечивало трехопорное (с носовым колесом) выпускающееся шасси. "Буран" был рассчитан на 100 полетов, которые мог выполнять как в пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) режиме.
В носовой части корпуса ОК находилась герметичная вставная кабина общим объемом 73 кубических метра, в которой располагался экипаж и основная часть аппаратуры. Максимальный экипаж "Бурана" — 10 человек, при этом основной экипаж — четыре человека и космонавты-исследователи — шесть человек.
Среднюю часть ОК занимал негерметичный грузовой отсек, под ним были расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке были установлены агрегаты двигательной установки, топливные баки, агрегаты гидросистемы.
В конструкции "Бурана" использовались алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имела теплозащитное покрытие, рассчитанное на многоразовое использование.
Покрытие использовалось двух типов в зависимости от места установки: в виде плиток на основе супертонкого кварцевого волокна и гибких элементов высокотемпературных органических волокон. Для наиболее теплонапряженных участков корпуса, таких, как кромки крыла и носовой кок, использовался конструкционный материал на основе углерода. Всего на наружную поверхность "Бурана" было нанесено свыше 39 тысяч плиток.
Объединенная двигательная установка (ОДУ) состояла из двух двигателей орбитального маневрирования, работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгруппированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, телевизионные и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, были объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс, который обеспечивал продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток. Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводилась к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучалась в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).
Длина "Бурана" составляла 36,4 метра, высота 16,5 метров (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 метров. При стартовой массе около 105 тонн ОК "Буран" мог выводить на рабочую орбиту до 30 тонн полезного груза и возвращать с неё на Землю до 20 тонн. Максимальный запас топлива до 14 тонн. Отсек полезного груза на корабле был длиной 18,3 метра, диаметром 4,7 метра и общим объемом около 350 кубических метров.
ОК имел диапазон высот рабочих орбит от 200 до 1000 километров и мог совершать боковой маневр в атмосфере до двух тысяч километров.
Запуск "Бурана" осуществлялся с помощью универсальной двухступенчатой ракеты-носителя "Энергия", к центральному блоку которой орбитальный корабль крепился пирозамками. В полете после отделения ОК от второй ступени ракеты-носителя осуществлялся двукратный запуск его двигателей, что обеспечило необходимый прирост скорости до достижения первой космической и выход на опорную круговую орбиту.
После выполнения космических операций двигатель ОК давал тормозной импульс, и "Буран" сходил с орбиты, совершал планирующий полет в атмосфере и горизонтальную посадку на специально подготовленную полосу космодрома.
Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняли использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки ракеты-носителя) доставлялся по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимались киль и масса доводилась до 50 тонн) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.
В создании комплекса "Энергия-Буран" участвовало 1206 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.
Первый полет "Бурана" был намечен на 29 октября 1988 года, но по техническим причинам за 51 секунду до старта был отменен. Следующий старт был назначен на 15 ноября 1988 года. Из соображений безопасности первый испытательный полет был определен как беспилотный.
15 ноября, несмотря на штормовое предупреждение, старт прошел успешно.
Продолжительность полёта составила 205 минут, "Буран" совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме "Юбилейный" на Байконуре. Полёт прошёл в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
В 1990-1992 годах планировался запуск еще одной ракеты "Энергия" со вторым орбитальным кораблем "Буран", однако из-за сокращения финансирования в эти годы запуск осуществить так и не удалось. В 1990 году работы по программе "Энергия" — "Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта.
Всего по программе "Энергия" — "Буран" было построено три летных корабля (третий не достроен), заложены еще два (задел по которым после закрытия программы был уничтожен), и созданы девять технологических макетов в различной комплектации для проведения различных испытаний.

В настоящее время сохранилось несколько макетов и летных экземпляров.
Летавший корабль "Буран" был законсервирован и оставлен в монтажно-испытательном корпусе на космодроме Байконур (Казахстан). В 2002 году корабль был полностью уничтожен рухнувшей на него крышей корпуса...
Второй корабль, который должен был совершить полёт в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир", остался на Байконуре. В апреле 2007 года он был установлен в экспозиции музея космодрома Байконур. Является собственностью Казахстана.
Третий корабль (степень готовности корабля на момент прекращения работ составляла 30-50 %) до 2004 года находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 года перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения. В июне 2011 года он был перевезён речным транспортом на аэродром в город Жуковский для реставрации и последующего показа на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2011). После авиасалона макет космического корабля находится в одном из павильонов аэродрома Раменское (Жуковский)...


Tags: СССР, космонавтика, наука, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день 27 октября

    7 октября 1937 года этап заключённых Соловецкой тюрьмы особого назначения (СТОН) был погружен на баржи на Соловках, но дальнейший…

  • 60-е (ч.2)

  • ЧГК по вторникам

    Какая личность может объединить эти фильмы?

Buy for 100 tokens
Росстат рассказал о росте реальных доходов россиян В Мьянме - законное правительство В Киеве - хунта РФ гарантирует территориальную целостность Украины «Дворца не было, это фотошоп» В РФ начнут продавать вино под брендом «Вдова Кобзона» «Единоросс - это…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments